Разорение, банкротство, потеря тайны, а в итоге- оглушительный успех
1. В конце позапрошлого века, в 1893 году Калеб
Брэдем (Caleb Bradham), фармацевт из Северной Каролины, из города
Нью-Берна, в очередной раз экспериментировал, пытаясь создать
прохладительный напиток собственного производства. Старания молодого
человека увенчались успехом, и на свет появился Brad’s drink (Напиток
Брэда). Изначально напиток состоял из сахара, газированной воды, ванили,
масел и орехов «кола» и позиционировался как «укрепляющий, веселящий,
улучшающий пищеварение».
Калеб Брэдхэм в своей лаборатории (фото из музея истории города Нью-Берн)
2. Но названием создатель был недоволен: нужно было что-нибудь более
звучное. После некоторых раздумий, в 1898 году он дал напитку привычное
для нас название – Pepsi-Cola. Существуют две версии, объясняющие
происхождение слова «Pepsi»: согласно первой, имя напитка появилось от
названия одного из составляющих напитка – пепсина, согласно второй –
«Pepsi» происходит от слова «диспепсия» (расстройство пищеварения).
Барни Олдфилд и Генри Форд
3. Новый напиток стал популярным довольно быстро, и уже через
несколько лет, в 1903 году, Брэдхэм создал компанию Pepsi-Cola Company и
зарегистрировал торговую марку.
В этом же году появилась и первая реклама Pepsi: « Отличный, освежающий, укрепляющий напиток. Он способен помочь при нервных расстройствах, головных болях, истерии, меланхолии. Отличный стимулятор перед гонками». Так рекламировал Pepsi пионер-первопроходец автомобильных гонок Барни Олдфилд в газете New Bern Sun Journal.
В этом же году появилась и первая реклама Pepsi: « Отличный, освежающий, укрепляющий напиток. Он способен помочь при нервных расстройствах, головных болях, истерии, меланхолии. Отличный стимулятор перед гонками». Так рекламировал Pepsi пионер-первопроходец автомобильных гонок Барни Олдфилд в газете New Bern Sun Journal.
4. Все шло хорошо, пока в 1921 году в США не
обрушился сахарный рынок. Доходы Pepsi-Cola Company резко пошли вниз, и в
итоге она обанкротилась. В 1923 году состоялся суд по делу о
банкротстве, на который Калеб Брэдем вынужден был представить рецепт
своего сиропа и присягнуть в истинности этой информации. Так разорение
компании открыло миру секрет формулы Пепси-колы.
5. Несмотря на то, что рецепт Пепси-колы известен всему миру,
повторить точный вкус напитка «pepsi» пока никто не смог. Хотя на первый
взгляд все довольно просто: 750 фунтов сахара, 1200 галлонов воды, 12
галлонов карамели (жженого сахара), 12 галлонов сока лайма, 58 фунтов
фосфорной кислоты, 0,5 галлона этилового спирта, 6 унций лимонного
масла, 5 унций апельсинового масла, 4 унции коричного масла, 2 унции
мускатного масла, 2 унции кориандрового масла, 1 унция педигренового
масла.Сироп перемешивать в течение двух часов, предварительно вскипятив
воду с растворенным сахаром.Мало кому известное петигреновое масло
получают из листьев, молодых ветвей и плодовых завязей различных видов
цитрусовых.Приблизительные значения американской системы мер: 1 фунт =
454 г, 1 галлон = 3,8 л, 1 унция = 28,3 г.
6. В 1928 году компания была национализирована и
поменяла название на National Pepsi-Cola Company. Через четыре года
компанию у государства выкупил Чарли Гут, который в то время занимал
пост президента крупной кондитерской фирмы Loft Inc. Название компании
опять претерпело изменения – она вновь стала Pepsi-Cola Company.
Печатная реклама пятицентовой "Пепси" в журнале
7. До начала 1930-х годов компания "Пепси" вообще
не составляла существенной конкуренции ни Кока-Коле, ни другим крупным
производителям. Но новый хозяин не собирался мириться с таким положением
дел и предпринял крайне необычный по тем временам ход. Автоматы, через
которые тогда продавались напитки, предлагали товар за фиксированную
цену – 5 центов, а Пепси-Кола, разместив в аппаратах бутылки большего
объема, стала продавать их по цене маленьких. Напомню, это был самый
разгар Великой депрессии, и покупатели считали каждый цент. Так, продажи
«Пепси» стали стремительно расти, и компания поднялась «с колен».
8. Потом было еще много успешных рекламных кампаний. Но мы напомним
только об одной - самой креативной и победной. В середине 70-х годов
«PepsiCo» поразила всех рекламной акцией: «Выбери лучшую из коллекции
вслепую». Участники акции тестировали «вслепую» два напитка «Пепси» и
«Колу». «Пепси» победила со счетом 3:2. Этот факт был озвучен в
телевизионной рекламе, что значительно увеличило популярность бренда.
Для сравнения: в 1960 году объем выпитой «Пепси» был в 2,5 раза меньше,
чем «Колы» (основного конкурента), а в 1985 – только в 1,15 раза.
9. И еще одна суперудача того времени. В 1971 году произошло важное
для наших соотечественников событие – президент компании PepsiCo Дональд
Кендалл встретился с советским премьер-министром Косыгиным. В
результате переговоров был заключен договор о товарообмене, и компания
получила право на производство водки «Столичной» в США, а Пепси-Кола
стала продаваться в СССР. Это был первый продукт «загнивающего
капиталистического Запада», который официально пришел на советский
рынок. А уж какой это был по объему рынок, вы догадываетесь.
10. А вот и главные итоги всех стараний. В 1985
году компания была признана самым крупным производителем прохладительных
газированных напитков в мире. А в 1989 году журнал Fortune Magazine
включил компанию PepsiCo в десятку самых уважаемых в мире.
взято отсюда
Комментариев нет:
Отправить комментарий